Змея (snake_elena) wrote,
Змея
snake_elena

  • Mood:

Воспитание и его влияние на характер и моральные качества личности

или
Гены пальцем не задавишь
псевдо-научное исследование

Ах, воспитание! Ох, воспитание! Сколько написано научных и околонаучных трактатов, сколько сломано копий, сколько порушено судеб! У нас каждый сам себе воспитатель - давно известно, что уж в чем, в чем, а в медицине и в педагогике разбирается каждый второй житель бывшего огромного Советского Союза. А первый тоже в них прекрасно разбирается, просто считает недостойным себя говорить об этом вслух - о чем тут говорить, если и так все очевидно?
Действительно очевидно: воспитывай ребенка правильно, и вырастет замечательный гражданин, достойный звания советского гражданина (а теперь вместо слова "советского" пишем российского, белорусского, украинского, киргизского...нужное подчеркнуть). Что значит "воспитывать правильно"? Ну-у, товарищи, просто стыдно в двадцать первом веке оставаться такими...гм...дремучими. Хорошо, значит, воспитывать. Как? Ну, как: "Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха" - далее по тексту. Теперь остался просто-таки пустячок - объяснить, что такое хорошо, что такое плохо - и пирожок готов. Получайте достойного, умного, правильного, вежливого, замечательного человека двадцать первого века.
Стоп-стоп-стоп. А зачем тогда все ученые трактаты, начиная с Бог знает какого столетия до нашей эры?
Ха! Это-то как раз проще пареной репы - должны же люди как-то деньги зарабатывать? Вот они и зарабатывают, бумагу переводят.
Отличненько. Понятненько. Остается один, последний вопросик, и можно спокойно ложиться спать. Откуда ж берутся нелюди? И почему тюрьмы всего мира до сих переполнены грабителями, насильниками, убийцами? Почему Вася Петров из соседней квартиры ежевечерне вусмерть избивает свою несчастную жену? Отчего Петя Сидоров вместе с Катей Ивановой через день валяется во дворе в непристойном виде, и от них так разит сивухой, что даже мусорная машина глохнет, если подъедет к ним слишком близко? Им что, никто не объяснял про "что такое хорошо, что такое плохо"? Думаю, что объясняли. И книжку читали - не в семье, так в школе, у нас, слава Богу, давно обязательное базовое образование. Плохо, может, объясняли? И объясняли, скорее всего, хорошо.
Ага-ага. Вероятно, Вася Петров вместе с Петей Сидоровым и Катей Ивановой росли в ужасных, неполных семьях алкоголиков и вообще недостойных элементов? Это, конечно, возможно, но не обязательно.
Оглянитесь вокруг, вспомните все, что мы читали, слышали и видели, и станет ясно, что в семьях алкоголиков нередко вырастают замечательные дети, которые прекрасно учатся, стремятся вверх, из этой вонючей канавы, в которой оказались волею злодейки-судьбы, получают образование, женятся и выходят замуж, да еще и непутевых мамок жалеют. Откуда это в них?
И совсем наоборот - прекрасная семья, родители с образованием, работают, детку свою ненаглядную лелеют, а детка чуть не с первого класса растет оторва-оторвой, и никакие научные трактаты, никакие ученые слова и умные мысли ничего с ней сделать не могут.
Примеров хотите? Да сколько угодно порций! Для чистоты эксперимента беру только знакомые семьи либо с одним ребенком, либо с детьми однополыми с небольшой разницей в возрасте. Имен, сами понимаете, не будет, да они и ни к чему, ибо каждый сам таких семей наберет полную пригоршню. Причем - даю честное-благородное слово - все примеры взяты из жизни.

Пример № 1:
Единственная дочь. Родители оба с высшим образованием, люди очень неглупые и удачливые. Дочку (догадываетесь, правда?) любят по-страшному. Ей полагается особая, богатая витаминами и прочим (мама врач) еда, ей покупают (и читают, не нужно говорить, что от нее откупаются!) книги, с ней ездят на курорты, ходят в музеи, театры и кино, она учится в гимназии, ей нанимают репетиторов и прочая, и прочая, и прочая. До седьмого класса девочка неплохо учится, только характер у нее не сахар. В восьмом съезжает с катушек, начинает учится на тройки, невзирая на репетиторов, отличную библиотеку и компьютер с неограниченным доступом в интернет. В интеренете интересуется преимущественно Сейлор-мун из дебильного японского мультика (хорошо, хорошо, пусть не дебильного, но не рассчитанного на пятнадцатилетнюю девушку). С горем пополам, со скрипом, мамиными слезами и папиными продуманными речами (Боже упаси на нее голос повысить!) заканчивает девятый класс, наотрез отказывается учиться дальше. Ее все же убеждают поступить хотя бы в техникум, который она бросает на третьем месяце обучения, прибивается к сатанистам, месяцами не моется и не меняет одежду, пока та на ней не сгниет, то и дело убегает из дома, уезжает в Москву, ее находят, привозят домой...Мама уже поседела, папа сгорбился. Нашла себе кавалера, демонстративно ушла к нему жить. Родители в панике звонят туда, родители молодого человека в истерике кричат: "Заберите ее отсюда, она нашему сыну жизнь сломает, у него защита диплома на носу, а ваша дочь от него не отлипает и заниматься не дает". По-моему, вполне достаточно. Неплохо зная родителей, могу утверждать, что такой судьбы своей единственной кровиночке они не хотели. (Пометка: дед девочки со стороны отца был человеком весьма неадекватным, агрессивным и попросту злобным. Девочка его практически не знала и видела только в раннем детстве раза два, потому что с ним никто из родни не общался).

Пример № 2.
В семье две дочери, разница в возрасте - один год. Одна спокойная, ласковая и мягкая, ходит в евангелистскую церковь, вышла замуж, родила двоих сыновей, сейчас им 5 и 2 года, у нее прекрасная семья, она любит и уважает мать, живущую рядом. Вторая начиная с двенадцати лет убегала из дома, сначала пила, потом перешла на наркотики, занималась проституцией, прижила неизвестно от кого сына, мать вытаскивала ее из совершенно кошмарной ситуации: сына забрали в залог за долг, мать ребенка буквально выкрала, привезла и его, и дочь к себе домой, устроила ее в реабилитационный центр. Через год та вернулась, сидит на шее у матери, работает месяц-два, потом бросает - ее не ценят, к ней плохо относятся; у матери еще двое детей, что называется - поскребышей, 10 и 7 лет, она работает на износ, но дочь этого как будто не замечает, может привести полный дом "друзей", пока мать на работе, с ними съесть и выпить все, что приготовлено на два дня на семью. Правда, наркотики вроде бы больше не употребляет, но от алкоголя по-прежнему не отказывается. Сын практически заброшен.
(Пометка: отец этих молодых женщин, с которым мать развелась, когда дочери были еще в дошкольном возрасте, алкоголик, совершенно неуправляемый, но крайне амбициозный человек).

Пример № 3.
В семье две дочери, разница в возрасте - 2 года. Одна совершенно самодостаточная, уверенная в себе молодая особа, делает карьеру, открыла свое дело, замуж пока не торопится, говорит "успею, надо сначала как следует встать на ноги". Вторая выскочила замуж, родила ребенка, много пьет, на мужа смотрит косо, ребенком, правда, занимается - надолго ли? Поменяла уже несколько рабочих мест, ни на одном не может долго удержаться - "плохие отношения в коллективе, завышенные требования, сами не знают, чего хотят". (Пометка: дед со стороны отца был хроническим алкоголиком, девочки его практически не знали).

Пример № 4.
В семье два сына, разница в возрасте - 2 года. Один очень серьезный молодой человек, ходит в церковь; работая, учился на платном отделении в институте (оплачивал учебу сам), получил диплом юриста, в своей же фирме вырос с продавца до юриста фирмы, получает очень приличную зарплату, женился, счастлив и не собирается останавливаться на достигнутом. Второй - алкоголик, успел дважды отсидеть, пусть небольшие сроки, за кражу, вернувшись домой после второй отсидки, пропивает все, включая телефонный аппарат. Родители дворники, очень простые, но трудолюбивые и спокойные люди. К сожалению, не знаю, что там "в анамнезе", но думаю, что кто-то есть.

Ну и, для наглядности всего сказанного - пример № 5.
Когда я работала воспитателем в Доме ребенка, был у нас в группе мальчик Вова двух с половиной лет. Родился он в тюрьме у матери-воровки, был сразу, как там положено, помещен в тюремный Дом ребенка, потом переведен к нам. Родителей не знал вообще, кроме как мать его какое-то время кормила (там приходят мамашки специально покормить). Отец тоже вор-рецидивист. И вот как появился у нас этот Вова, так стали у воспитателей вещи пропадать - то кошелька нет в сумке, то часы из туалета исчезли...Начинаешь детей укладывать - опаньки! У Вовы под подушкой и часы, и кошелек, и расческа, и все, что угодно. Мы, сами понимаете, за свои вещи не волновались - куда они из группы денутся, но поначалу сильно удивлялись. У нас никто ничего не убирал - дети же маленькие. Потом, как начали Вовин склад потрошить, стали все в сумки прятать - пропадает! Все привыкли уже, прежде, чем домой идти, проверяли Вовины схроны. А он их, между прочим, еще и менял. В два с половиной года!

Да и моя собственная дочь - тоже яркий пример всему вышесказанному. Уж как я ее растила, я-то знаю. (Вдвоем, между, прочим, со средней дочерью, она ей типа за папу была). И воспитывала всячески, и книжки читала, и слова правильные говорила - язык-то подвешен, чего не сказать. И работаю, как прОклятая - а она это, между прочим, видит - и знает, что работаю в основном ради нее и на нее. А она учится через пень-колоду, в комнате своей даже за карманные деньги может месяцами не убираться. Что там за свалка - это страшно передать. Периодически, когда она куда-нибудь уезжает, я самую грязь выгребаю. Можно, я не буду описывать, что там можно найти? Поверьте на слово, это ужасно. Помню, раз из-за кровати вытащила пакет, в который она как минимум триместр выбрасывала несъеденные в школе бутерброды... А я все никак не могла понять, чем у нее в комнате так мерзко воняет, думала, мышь под полом сдохла. Если ей позволить, она будет целыми днями (в букапльном смысле слова, не в переносном) лежать на диване и смотреть телевизор, причем все подряд, независимо от тематики и прочего. Выгнать из дома даже погулять - и то проблема. А уж в магазин сходить, до которого 300 метров - каждый раз скандал.
И уж тут я точно знаю, откуда ноги растут - бывший мой супруг в полный рост. И вот кто бы мне объяснил, как с точки зрения теории воспитания это понимать - ее не он растил, а - подчеркиваю - я со средней дочерью. Но от меня у нее ничегошеньки нет, кроме хорошо подвешенного языка. А вот с точки зрения моей теории все очень даже понятно. Его гены оказались сильнее, и все дела.

Ну, и в заключение стоит вспомнить детишек, которые отрывают бабочкам крылья, мухам лапки, потом ломают котятам хвосты и откручивают птичкам головы. Очень я что-то сомневаюсь, что этому их родители дома учат. Может, и есть такие отморозки мамы и папы, но их - ничтожное количество. а вот детишек таких хоть отбавляй. Не факт, конечно, что из них из всех Чикатилы повырастают, но все равно очень показательно. - откуда в них это? Сказать, что от любознательности - тоже верится с трудом. Тогда бы все дети так свою любознательность удовлетворяли, а это пока, слава Богу, не наблюдается. Нет, это гены их действуют.
А все наше воспитание - это просто флер, глянец наведенный, и не более того. И чуть жизнь тряхнет, так глянец идет трещинами. Это я специально примеры такие яркие подбирала, а ведь чаще проявляется все спокойнее, "скромнее", что ли. То муж жену изводит придирками, то жена мужа, то детей мытарят - тоже вряд ли их кто-нибудь этому учил.
А если бы воспитание решало все проблемы - какая у нас сейчас была бы жизнь!!!
Но - увы - гены пальцем не задавишь, и как бы мы ни старались воспитывать, как говаривал Лев Иванович Гуров - "что выросло, то выросло".
А жаль.
Tags: мысли вслух, об умном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments